МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
442960, Россия, Пензенская область, г. Заречный, ул. Светлая, д.3
НОВОСТИ
СВЕДЕНИЯ ОБ ОО
УСЛУГИ
ЭЛЕКТРОННЫЙ ДНЕВНИК
СИСТЕМА "ЛАДОШКИ"
СПОРТ / ВФСК "ГТО"
КОНЦЕПЦИЯ
СТАЖИРОВКА
СКОРО В ШКОЛУ
ЭЛЕКТРОННАЯ ШКОЛА
ОГЭ И ЕГЭ - 2018
КОЛЛЕКТИВ ШКОЛЫ
КАДЕТСТВО
КНИГА ПАМЯТИ
Газета "ТАКОЙ ВОЗРАСТ"
ШКОЛА ДОШКОЛЯТ
КУРС ОРКиСЭ
РАСПИСАНИЕ
ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ
БЮРО НАХОДОК
ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ
ШКОЛЬНАЯ ФОРМА
СТРАНИЧКА ПСИХОЛОГА
СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ
ДЛЯ ВАС, РОДИТЕЛИ
ЛЕТО - 2018
ФОТОГАЛЕРЕЯ
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
ПРЯМОЙ РАЗГОВОР
НУЖНЫЕ ССЫЛКИ
ПЕНЗЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ
БЕЗОПАСНЫЙ ИНТЕРНЕТ
БЕЗОПАСНАЯ ДОРОГА
САЙТ ЧАДИНОЙ Ж. В.
ГОСТЕВАЯ КНИГА
СТРАНИЧКА ПСИХОЛОГА

Педагог-психолог Романихина Марина Владимировна проводит индивидуальные консультации. Записаться на консультацию можно по телефону: 25-24-58.

Памятка для родителей первокласссниковCкачать файл
Памятка для родителей пятикласссниковCкачать файл
Причины кризиса 6-7 лет у детей. Как вести себя с ребенком 6-7 лет?Cкачать файл
Памятка родителямCкачать файл
Продолжаем общаться с ребенком. Дети - родителямCкачать файл


Во исполнение поручений Губернатора Пензенской области по вопросу развития муниципальной психологической службы и на основании письма Министерства образования Пензенской области № 419ин/01-15 от 07.02.2018 года на сайте МУ ПСЦ «Надежда» открыта рубрика «Вопросы психологу». На ваши вопросы отвечает практикующий психолог, член Ассоциации практических психологов г. Заречного Татьяна Александровна Иванкова.

Детям и родителям о толерантности


КРУЖОК ПРАВОПОЛУШАРНОЕ РИСОВАНИЕ
Кружок «Правополушарного рисования» продолжает набор.

Желающих присоединиться к креативным ребятам, жду Вас каждую пятницу в 14:30 кабинете 217. С собой приводить друзей и хорошее настроение.

На занятиях по «правополушарному рисованию» Вы научитесь:
- Видеть предметы в Вашей жизни иначе;
- Избавитесь от стереотипов;
- Овладеете техниками быстрого рисования;
- На 100% почувствуете себя художником;
- Узнаете много интересного из личной жизни и творчества великих художников.

Концепция метода основана на работах Роджера Сперри касающихся функциональной специализации полушарий головного мозга.
Суть метода правополушарного рисования заключается во временном подавлении работы левого полушария и передачу ведущей роли в рисовании правому, более пригодному для этой деятельности. Вместо этого художник «видит объект на самом деле» — сравнивая его размер в целом, размер отдельных элементов, отношение пространства, света и тени и объединении всего этого в единую картину.
Иногда метод правополушарного рисования ошибочно путают с рисованием преимущественно левой рукой и рисованием только перевёрнутых предметов. В действительности, левши и правши могут использовать наиболее развитую из своих рук, а рисование перевёрнутых картин является только тренировочными занятиями, проходящими на первоначальных этапах обучения. Согласно методу Бетти Эдвард рисование состоит из 5 базовых навыков, и двух тренировочных.

Базовые навыки:
1. Восприятие краёв
2. Восприятие пространства
3. Восприятие соотношений
4. Восприятие света и тени

Тренировочные навыки:
1. Рисование по памяти
2. Рисование при помощи воображения

Примеры работ, сделанных участниками кружка:

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНАМ
Подготовка в течение года:

• Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.
• Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа.
• Составь план занятий. Для начала определи: кто ты - "сова" или "жаворонок", и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: "немного позанимаюсь", а какие именно разделы и темы.
• Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно "раскачаться", можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет.
• Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут - перерыв.
• Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.

Полезные советы для более успешного прохождения тестирования:

• Сосредоточься! После выполнения предварительной части тестирования (заполнения бланков), когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.
• Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.
• Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать очков только потому, что ты не дошел до "своих" заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.
• Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания "по первым словам" и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.
• Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет дает тебе и другой бесценный психологический эффект - забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание - это шанс набрать очки.
• Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех пяти-семи (что гораздо труднее).
• Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям ("первый круг"). Тогда ты успеешь набрать максимум очков на тех заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить ("второй круг").
• Проверь! Оставь время для проверки своей работы, хотя бы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.
• Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует довериться. Выбирай такой вариант, который, на твой взгляд имеет большую вероятность.
• Не ОГОРЧАЙСЯ! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Учитывай, что тесты рассчитаны на максимальный уровень трудности, и количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.

Консультации по вопросам психологической подготовки к экзаменам
каждая пятница с 14.00-15.00 каб. 217
Индивидуальные занятия по вопросам психологической подготовке
каждый вторник с 14.00-15.00 каб. 217

Неправильный учитель или плохой первоклассник?

1 сентября, праздничная линейка, знакомство со школой… Это все сегодняшние родители первоклассников уже пережили. Впереди – масса волнений новой школьной жизни. Один из наиболее важных вопросов – взаимоотношения ученика и учителя. Как быть в ситуации, когда у первоклассника не складываются отношения с учителем? Стоит ли переводить ребенка в другой класс? Людмила Петрановская, психолог, лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования, дала свои рекомендации нашим читателям.
Для ребенка, который впервые попадает в ситуацию тотальной оценки, первый учитель — это очень значимый человек. Если раньше, что бы ни сделал ребенок, его хвалили (прочитал стих — молодец, подпрыгнул— умница ), теперь его сравнивают и оценивают (рассказал стих с ошибками или без, прыгнул выше или ниже других), и главный «оценщик» здесь — учитель. Учитель для первоклассника — это авторитет, а его мнение — истина в последней инстанции. И потому отношения, которые складываются между ребенком и учителем в младших классах, определяют не только самооценку ребенка, но и его отношение к школе в целом. Если ребенок чувствует, что учитель его принимает и поддерживает — это мощный задел на будущее. И наоборот, если со стороны учителя появляется неприятие, то у ребенка резко понижается самооценка, которую родители с трудом могут выправить. «Я хуже всех в классе, глупый, ничего не соображаю», — слышите вы от своего ребенка. Скорее всего, он цитирует то, что слышит от учителя. Для вас это должно стать тревожным звонком.
Вообще, чтобы избежать проблем в будущем, родителям важно знать и понимать, как строятся отношения между учителем и ребенком. Сделать это можно при личном разговоре с педагогом, обращая внимание, говорит ли тот только о недостатках и проблемах, или видит в вашем ребенке и сильные стороны. Вы услышали лишь замечания? Тогда сами спросите о позитивных сторонах ребенка. Если учитель говорит: «Да, на уроках не слушает, но всегда готов помочь, со всеми дружит», это означает, что отношения нормальны. (После семи лет ребенок должен быть способен при поддержке родителей принять и «переварить» неоднозначную оценку собственных действий). Но если учитель на вашу просьбу рассказать хорошее о ребенке говорит: «А что о нем хорошее скажешь, у него одни проблемы?» — стоит задуматься, оставлять ли ребенка у этого педагога? Иногда можно напрямую попросить учителя поддержать вашего первоклассника, лишний раз похвалить, одобрить. Хотя в идеале учитель должен делать это без напоминания.
Настоящие профессионалы-учителя прилагают немало усилий, чтобы повысить самооценку своих учеников. Например, одна учительница просит первоклассников рассказывать стихи наизусть не поодиночке, а хором. В хоре ребенок не боится ошибиться, но даже сбившись, он сразу догоняет и поправляется. И в следующий раз ребенку уже будет не страшно выйти к доске и самому громко, четко рассказать стихотворение.
Не стоит метаться и искать новую школу, едва заметив, что ваш ребенок вызывает у учителя отторжение. Серьезно об этом стоит задуматься в том случае, если ситуация не меняется длительное время и период адаптации ребенка к школе (два-три месяца) позади, если в беседах с педагогом вы вновь слышите неодобрение, недовольство и реплики типа «он хуже всех». В первом-втором классах нет ничего такого, ради чего стоило бы оставаться у данного учителя. А риск травмировать психику ребенка перевешивает любые другие плюсы: и уникальную программу, и наличие друзей среди одноклассников. Действительно, к третьему-четвертому классам (9—10 лет) некоторые дети уже понимают, что мнение классного руководителя не единственно верное. И способны решить для себя: «Ну, учительнице я не нравлюсь, зато у меня есть друзья, так что потерплю». Первоклассник в этом плане абсолютно беспомощен и беззащитен. Он готов простить учителю многое, кроме неприятия. Чрезмерная строгость, замечания, даже невысокие оценки нивелируются, если при этом педагог демонстрирует свою симпатию, сохраняет дружелюбие и теплоту в отношениях с ребенком. Если, поставив единицу за поведение, в другой раз за решение трудной задачи учитель похвалит и выделит ученика среди других. Именно на такие моменты в отношениях стоит обращать внимание родителю, решая вопрос о переводе ребенка в другой класс или школу.

Фото www.flikr.com, Ilya Sokolov, фрагмент
ПЕТРАНОВСКАЯ Людмила


Ребенок не любит читать. Кто виноват? Что делать?

Почему одни дети любят читать, а другие нет? Как хронические заболевания и клиповое мышление влияют на способность к чтению? Почему конкуренция и запрет подходить к книжному шкафу могут помочь привить любовь к книге? Об этом, многом другом и личном опыте рассказала писательница, журналист и мама двоих детей Ника Батхен. Книжные дети Армия мальчиков и девочек, категорически отказывающихся читать что-то кроме новостей на страничке ВК – кошмар современных родителей. Но проблема, как вы понимаете, не нова. На необразованность и тотальное невежество подрастающего поколения жаловались ещё древнегреческие философы. Наверняка юные эллины всего лишь предпочитали Аристофана Гомеру, но классикам этого хватало. У поколения «перестроечных» родителей, выходцев из интеллигентных семей поводы посерьезней — в какой-то момент выясняется, что с ребенком невозможно говорить. Он не ловит цитат – ни про маааленькие бифштексы или «можно я лягу», ни про «в белом плаще с кровавым подбоем» или «осетрина бывает только одной свежести» ни даже банальное «пилите, Шура, они золотые». Чадо просто находится в другом культурном контексте, говорит на другом языке и жонглирует смыслами, совершенно непонятными взрослым – «паблик», «манга», «кавай». И цитаты у него – варварские! Кто бы спорил, наши мамы и папы тоже брезгливо морщились от наших кумиров, не понимая, что хорошего в Карлосе Кастанеде или Дж.Р.Р. Толкиене… Но здесь, увы, мы наблюдаем не только обесценивание классической литературы вообще и книг в частности, не просто отказ от покрытых пылью и плесенью «взрослых» ценностей. Многие дети, особенно те, кто не вылезает из игрушек и соцсетей становятся в принципе неспособны воспринять большой, серьёзный и сложный текст, переварить значительный объем информации, оценить красоту слога и мастерство автора, уловить ход интриги или изящество литературной шутки. Они теряют классический русский язык – не только «днесь» и «ижде», не только Державин и Карамзин, но и Бунин, Булгаков или Лесков оказываются недоступны для понимания. Почему так происходит, отчего дети отказываются от книг?

Причин стать «нечитайкой» довольно много:
• Проблемы с глазами. У ребенка не диагностированное или не скомпенсированное очками нарушение зрения, боли и резь в глазных яблоках из-за какого-то заболевания, неправильно подобранной оптики или линз. Ему физически трудно читать.
• Минимальные органические нарушения мозговой деятельности. Следствие тяжелой беременности, тяжелого кесарева, асфиксии в родах, кровоизлияний в мозг в период новорожденности, реже – травм головы. Абсолютно психически и интеллектуально сохранный ребенок оказывается не в состоянии запомнить больше нескольких печатных фраз подряд, больше 5-6 минут провести за чтением, сконцентрироваться на получаемой информации.
• Хронические заболевания, нарушающие дыхание, кислородный обмен, усвоение пищи и т.д., ослабляющие ребенка. Даже застарелый кариес может сказаться на работоспособности мозга, не говоря о гастрите, зобе или гайморите.
• Дислексия, СДВГ и другие нарушения внимания, поведения и восприятия. Ребенку тяжело или даже в принципе невозможно сосредоточиться на чтении.
• Гормональная буря. В какой-то момент пубертат буквально «отключает мозг» ребенку, девочка или мальчик, ещё недавно бывшие внимательными и послушными умницами, превращаются в неуправляемых монстров на 1-3 года. К счастью, это проходит.
• Смена приоритетов. Чтение становится непрестижным занятием «для ботанов», куда «круче» пройти уровень в игре или запостить новенькое селфи на страничке. Значимость книг и писателей падает.
• Навязанное чтение. Ребенка заставляют читать с 4-5 лет, читать то, что ему неинтересно, из-под палки, при этом ругают, попрекают, унижают и не слушают – даже добившись результата и прочитав книжку, сын или дочь скорее всего не получат поощрения.
• Непонимание текста. Ребенок не способен воспринять архаичный язык книг (дореволюционных или советских), он не знает, что такое «ЦК КПСС», «пионерлагерь», «буржуи», «верстак», «гуттаперчевый» или «оскоромиться». А чувствовать себя дураком, лазая в словарик за каждым словом, тоже не особенно интересно.
• Протестное поведение. Мальчик или девочка отказываются читать назло родителю, с которым конфликтуют, например. Или протестуют таким образом против развода, переезда, рождения младшего ребенка и т.д.
• Клиповое мышление. Прямое следствие соцсетей и компьютерных игр без ограничений с дошкольного возраста. Ребенок привыкает быстро обрабатывать избыточную информацию, поданную маленькими кусочками – предложениями, абзацами. Даже страница текста, не говоря о романе для него – большая нагрузка.
• Не-визуальная система восприятия. Ребенку настолько важнее получать информацию через слух, прикосновение, запах и т.д., что читать для него так же трудно, как для визуала – учиться «с голоса».
• Усталость. Ребенок настолько плотно загружен учебой и дополнительными занятиями, что на вдумчивое чтение у него просто не остается сил и времени.
• Невозможность уединиться. Ребенок, как ни удивительно, любит читать, но ему негде остаться наедине с книгой, погрузиться в мир произведения, а глотать тексты наспех — не нравится.
• Неправильный подбор книг. Ребенку предлагают не те книги, которые ему интересны, могли бы привлечь. Он считает, что чтение скучное занятие исключительно потому что до сих пор не нашел свою полку в библиотеке.
• Замедленное развитие. Мальчик или девочка взрослеют и созревают медленней своих сверстников. Если разница – год-три и есть серьёзные поводы (травма, наркоз, тяжелая продолжительная болезнь, сильный стресс, депривация, переезд со сменой языка) – порой достаточно подождать, пока сын или дочь дорастут до книг.
• Не любит читать. Просто не любит, как другие не любят слушать музыку, ходить в театр, или заниматься спортом. Возможно получится приохотить, возможно придется ограничиться минимально необходимым литературным багажом. Естественно, здесь перечислены не все причины, у вашего ребенка может быть своя собственная – например, он ассоциирует книгу с болезнью или больницей, был сильно напуган во время чтения, атакован домашним животным, получил тяжелое известие и т.д. И конечно же, до 8-9 лет говорить о «нелюбви» к чтению рано – навык ещё недостаточно сформирован, мозг не созрел.

Причины и следствия
Прежде чем решать проблему, внимательно понаблюдайте за ребенком неделю-другую, проверьте какие-то вещи в игре, «на спор» или в шутку. Как он\а себя чувствует, крепко ли спит, насколько быстро устает, насколько хорошо и свободно дышит, нет ли постоянных источников воспаления или боли. Насколько хорошо он видит, не устают ли у него глаза. Насколько хорошо читает, вслух и про себя. Насколько понимает и помнит прочитанное через несколько часов или дней. Способен ли он вообще самостоятельно сосредоточиться на какой-то деятельности (гаджеты и телевизор не в счет) больше чем на полчаса, не отвлекаясь? Читает ли самостоятельно хоть что-то – журналы, комиксы, анекдоты, техническую литературу? Как он лучше получает и усваивает информацию – с голоса, с экрана, с «бумаги»? Что ему интересно, что увлекает? Отдельное внимание уделите учебе – если ваш «нечитайка» отличник, схватывающий знания на лету – скорее всего нелюбовь к чтению имеет психологическую природу. Если же проблемы возникают и в школе, послушайте, что говорят учителя, на что они жалуются – на невнимательность, излишнюю активность, трудности с получением или обработкой информации? Поговорите с ребенком откровенно и без критики. Спросите, почему ему не нравится читать, не тяжело ли, что он чувствует при чтении, нет ли каких-то сложностей, о которых родители ещё не знают. Понаблюдайте за реакцией – это тоже ответ на вопрос. Вспомните, были ли у ребенка психотравмирующие поводы отказаться от книг, особенно если он резко перестал читать. Посчитайте, сколько раз в течение дня вы ругаете и упрекаете его за то, что он не читает, заставляете его взять что-нибудь из библиотеки и т.д. (ессно если вы это делаете). По итогам, станет ясно – требуется ли дополнительная помощь медиков или психологов. Проблемы со здоровьем можно решить или компенсировать, душевные травмы – разобрать и вылечить, нагрузку – снизить и т.д. Возможно сын превратится в «читайку» получив в подарок роскошный том фэнтези или энциклопедию футбола, а дочь засядет за книжки в своей собственной комнате. В любом случае стоит вылечить аденоиды, хронический ринит, кариес, убедиться, что нет мигреней, хронических болей, о которых ребенок молчит, чтобы не расстраивать папу с мамой. Проверьте зрение и слух – проблемы с глазами иногда надвигаются исподтишка. Поговорите с педиатром – возможно он направит вас на энцефалограмму или другое обследование. Если корень неприятностей — невозможность сосредоточиться, сконцентрировать внимание — нужен психолог. Удостоверьтесь, что ребенок может спокойно спать 8-9 часов в проветриваемой спальне, его не отвлекают братья, сестры или телевизор в гостиной. Посоветуйтесь с врачом и подберите курс витаминов. Не помешают и препараты жень-шеня (спокойным детям) или другие мягкие стимуляторы, помогающие справиться со стрессами и хронической усталостью. Иногда достаточно снять лишние нагрузки, чтобы развитие ребенка скакнуло вперед. Но могут понадобиться и более серьёзные усилия

Ловись, ловись, книжка!
18 рекомендаций — как приохотить ребенка к чтению: Чтобы приохотить ребенка к чтению нужна читающая семья и читающая среда. Книга должна ассоциироваться с любовью и заботой, удовольствием и принятием, престижем и социальным статусом, дружеством и интересом. Хорошая библиотека убеждает лучше самых правильных слов. Раз и навсегда прекратите ругать и стыдить ребенка за то, что он не читает, не знает или не понимает. Ни в коем случае не сажайте за книгу из-под палки, не заставляйте читать даже программные произведения – на несколько месяцев или даже год отпустите ситуацию вообще. Максимум (если это практикуется в семье) назначьте умеренную, но весомую премию за прочтение и пересказ содержания конкретных книг – деньги, дополнительное время у гаджета, поход в кино, зоопарк и т.д. Выключите телевизор. Или хотя бы ограничьте «голубой экран», интернет, плейстешен и игрушки в телефоне 1-2 часами в день – пусть у ребенка появится свободное время и свободная голова для чтения. Читайте сами, на глазах и на слуху у ребенка – пусть книги лежат на тумбочке у вашей кровати, на рабочем столе, в городском рюкзаке, светятся в телефоне. Обсуждайте прочитанное с мужем, мамой, друзьями или соседями. Увлеченно рассказывайте о любимых литературных героях и судьбах книг, об их месте в вашей жизни, вспоминайте истории из вашего школьного детства – дети обожают слушать «как мама и папа были маленькими». Поощряйте рассказы ребенка о прочитанном, внимательно выслушивайте их, задавайте вопросы. Хвалите и благодарите. Позволяйте ему самостоятельно формировать круг чтения, каким бы странным он вам ни казался. Обеспечьте максимально возможно широкий доступ к литературе, запишите ребенка в библиотеку и покажите, как искать тексты онлайн в общедоступных источниках. Объясняйте, зачем нужны книги. Почему человек читающий имеет преимущество перед тем, кто берет информацию из телевизора, каким образом чтение развивает и шлифует ум. Как оно пригодится при выборе и получении образования, принятии самостоятельных решений. Читайте вместе. Если домашние не возражают, устраивайте по выходным сеансы семейного чтения, как было принято в интеллигентных домах до революции. Закончили рассказ или главу романа – и тут же обсудили, перемыли косточки и героям, и автору. Читайте перед сном. Пусть несколько страниц какой-нибудь увлекательной и доброй истории – приключений Буратино, Суок, Муми-троллей или хоббита с компанией – сблизят вас с ребенком, станут способом выразить любовь. Устраивайте увлекательные и торжественные походы в книжный магазин, завершая их в кафе или на игровой площадке, покупайте ребенку небольшие сувениры, обсуждайте обложки и содержание книг, которые его интересуют, вместе рассматривайте издания. Непедагогично, но эффективно действует конкуренция – со старшим или младшим читающим сиблингом, кузенами, одноклассниками и т.д. – ненавязчиво, но активно общайтесь с ними на глазах у «нечитайки», говорите о книгах – прочитанных и тех, которые планируете прочитать, хвалите за эрудицию. Постарайтесь, чтобы у ребенка было читающее окружение, круг общения, где говорят о книгах и любят их. Кружок при музее или библиотеке, компания «олимпиадников», сильный класс – возможно ваш «нечитайка» потянется за сверстниками. Может сработать игровой формат – например, семейная литературная викторина ко дню рождения или празднику; игра в цитаты – откуда взята та или иная фраза, ассоциация, персонаж (начинайте с тех цитат, которые точно известны ребенку). Предложите ему нарисовать картину, сделать поделку, написать эссе на какой-нибудь конкурс, посвященный Пушкину, Грину и т.д. и заодно ознакомиться с тематическим произведением. Подбрасывайте на видное место книги, которые на ваш взгляд могли бы быть интересны ребенку. На первое время сойдут и популярные фэнтези-сериалы и постап и истории про Братц и Смешариков, и детские журналы и комиксы и художественные альбомы и учебники и вообще все что угодно, кроме откровенной пошлятины. Скромный автор этой статьи всю жизнь будет помнить прочитанный в 8 лет дореволюционный учебник педиатрии с картинками… Сыграйте на стремлении выделиться. Модные книги – по фильмам и сериалам, которые уже вышли или вот-вот выйдут, с популярными у подростков героями, «культовые» и т.д. – могут быть редкой мерзостью на ваш хорошо воспитанный вкус. Но сын или дочь прочтут их – чтобы похвастать в классе Если ребенок любит нарушать запреты – ка-те-го-ри-чес-ки запретите ему подходить к книжному шкафу и брать оттуда книги, особенно ту, ту и воон ту с верхней полки. На подростка может и не сработать, но лет до 13 – действует фантастически. Если проблема в небольшом словарном запасе – в СССР выходило несколько замечательных книг по филологии для детей – то же «Слово о словах». Прочтите их вместе с ребенком поглавно, обсудите, заведите игру – что значит то или иное редкое слово, откуда оно взялось, как меняло значения. В запущенных случаях и в семьях билингв можно воспользоваться и помощью сайтов, где иностранцы изучают русский. Если тяжело воспринимаются крупные и сложные тексты – начните с микрорассказов, юморесок, басен, читайте поглавно, по страничке. Главное, чтобы прогресс шел и «нечитайка» его видел. Если ребенок тяжело воспринимает информацию «с листа» — попробуйте аудиокниги. Да, это более легкий, «халявный» способ вложить в сына или дочь нужные знания. Но лучше, чем ничего. Если категорически неинтересна художественная литература — пусть читает о своих драгоценных автомобилях, космических кораблях, собаках или моделях, листает журналы, копается в справочниках. Вдруг однажды количество перейдет в качество? Экспериментируйте, ищите, пробуйте – у каждого «нечитайки» есть ключик к книжному шкафу, надо только его подобрать.

30 ноября 2015 Автор: БАТХЕН Ника


Если ребенок не хочет учиться…

Сегодня мы поговорим о некоторых проблемах, возникающих у детей во время обучения в школе, а также о том, каким образом родители могут помочь своим детям-школьникам преодолеть все эти «ловушки» образовательного процесса.
Наши дети проводят в школе половину дня, а в старших классах — ещё больше времени, не говоря уже о тех часах, которые они тратят на приготовление домашнего задания. Можно без преувеличения сказать, что именно школа (после семьи) играет определяющую роль в развитии ребёнка и формировании его личности.
Ребятишки-дошкольники мечтают стать первоклассниками, а потом наступает разочарование, дети не хотят ходить в школу, не желают самостоятельно заниматься и читать книги — всё это знакомо родителям не понаслышке. Почему же столь часто школьная жизнь, которая начиналась с мечты, впоследствии становится кошмаром? По какой причине способные дети не желают учиться в полную силу? Что отвращает наших детей от чтения художественной литературы? Имеет ли какую-либо связь любовь к чтению книг и хорошая успеваемость в школе? Каким образом мы, родители, можем сотрудничать с учителями? Попробуем ответить на эти и некоторые другие вопросы.


Довольно часто можно услышать жалобы от родителей и учителей по поводу многих «способных, но ленивых» ребят, которые не хотят трудиться на уроках и самостоятельно, не занимаются столько, сколько могли бы. Основных причин такого отношения к учёбе несколько.
Во-первых, способный и умный ребёнок при всех своих достоинствах может не любить читать книги. По разным причинам ему не нравится или он не привык читать всё то, что мы подразумеваем под термином «мировая художественная литература» или, говоря школьным языком, называем «внеклассным чтением». А ведь, когда ребёнок полюбит книги, и ему понравится читать, он сможет гораздо эффективнее готовиться к урокам, читать учебники и дополнительную литературу.
Начнём с того, что дети гораздо легче воспринимают образ, чем текст, и им, к тому же, гораздо тяжелее, чем взрослым, сконцентрировать своё внимание на каком-то одном занятии или объекте. Поэтому телевизор для любого ребёнка — настоящая ловушка. Держа в руках пульт управления телевизором, он становится на время «хозяином положения» и может в любой момент переключиться на другой канал, едва только ему станет не так интересно наблюдать за «движущимися картинками» со звуком в этой передаче. Представьте себе, насколько такому ребёнку трудно будет сосредоточиться, чтобы прочитать ТЕКСТ на двух-пяти-десяти страницах ОДНОЙ книги!
Как можно помочь своему ребёнку полюбить чтение? Родители должны стать настоящими исследователями и психологами, узнать, что по-настоящему интересно сыну или дочери, что увлекает их детей, и попытаться найти книги на эти темы. Например, наш ребёнок любит животных и уже давно мечтает о кошке или собаке. Наконец, ему подарили котёнка, и наше чадо старается узнать всё о том, как ухаживать за своим питомцем, что он любит и чего избегает. Мы, родители, можем найти детские журналы о животных, детские энциклопедии и просто книги для его возраста, в которых рассказывается о взаимоотношении человека и животных. Постепенно, именно потому, что ему интересен предмет, наш ребёнок втянется в сам процесс чтения и даже не заметит, как начнёт с увлечением читать книги и на другие темы.
Что обычно делает мама, чтобы её ребёнок хорошо кушал? Она старается приготовить ему более вкусную еду, как-нибудь интересно и красиво оформить её — рисует смешную мордочку на каше, кладёт в йогурт разноцветные фрукты или складывает смешные фигурки из нарезанных овощей. Мы так заботимся о пище телесной для наших детей! Но так же необходимо поступать и с пищей для души: если у нашего чада «нет аппетита» читать книги, сделаем это занятие более привлекательным для него!
Можно брать с собой ребёнка в книжные магазины, обращать его внимание на красиво оформленные, привлекательные книги, листать их вместе с ним и, при возможности, покупать. Не надо давать ребёнку деньги «на книги», потому что слишком велика вероятность, что он потратит их на журналы, которые не принесут ему никакой пользы, или на посторонние вещи.
Необходимо вместе с ребёнком читать книги, а потом вместе обсуждать прочитанное. К тому же, для того чтобы дети захотели подружиться с книгой, они, по крайней мере, должны видеть, что их родители часто читают книги, а не смотрят постоянно телевизор и не посвящают всё свободное время компьютеру! Ведь это несправедливо — самому сидеть у телевизора или за компьютером и говорить при этом ребёнку: «Иди-ка почитай!»
Во-вторых, у ребёнка может не оказаться стимулов для учёбы! Ребёнок — не механизм для автоматического запоминания и записывания всего, что говорится в школе. Обучение — это сложный психологический процесс, который не продвигается вперёд сам собой, для него нужна мотивация. Как побудить детей к учёбе?
Основным стимулом в жизни ребёнка является похвала. Если ребёнок не получил похвалу, если не были отмечены его способности и достижения уже на первых порах обучения, то впоследствии он вряд ли захочет по собственной воле садиться за уроки, читать книги, ходить в школу.
Но ведь и у нас, взрослых, происходит, в сущности, то же самое: мотивация сотрудников — это одна из основ менеджмента. Если на работе останутся незамеченными наши усилия, усердие, достижения, то вряд ли мы станем трудиться с такой же самоотдачей, как в случае, когда наши достижения получают признание коллег и начальства.
Многих детей, вместо того, чтобы похвалить и подбодрить, наоборот, психологически травмируют и обижают, и, в итоге, они разочаровываются в школе. Это может произойти как по вине учителей, — неопытных, равнодушных или уставших, — так и из-за чересчур требовательных родителей, которые слишком сурово обращаются со своими детьми.
Любая проблема ребёнка — это повод для родителей задуматься о своей жизни и поведении. Взрослым необходимо подумать, не слишком ли многого они требуют от сына или дочери? Ведь бывает, что в детях родители видят самих себя, а вернее, свои несбывшиеся мечты и надежды, и заставляют детей соответствовать родительским устремлениям.
Такие родители обычно делают сразу две ошибки: они забывают или не считают нужным похвалить ребёнка за удачный ответ или правильно решённую задачу и, в то же время, постоянно преувеличивают его неудачи, с детства навешивая на него ярлык «неспособного», «тупого». Ребёнок начинает ощущать себя именно таким, у него не появляется стимул продвигаться вперёд в учёбе, узнавать что-то новое, повышать свою успеваемость. Таких детей достаточно поддержать и показать им, что они очень способные. Это не поздно сделать даже в старших классах школы.
Иногда причиной того, что дети не любят ходить в школу, является отрицательный школьный опыт родителей, которые, соответственно, не в состоянии передать своим детям хорошие чувства к школе. А зачастую именно из-за своего прежнего отрицательного опыта родители настолько сильно желают дать хорошее образование своим отпрыскам, что, опять же, начинают на них в этом отношении давить, заставлять слишком много заниматься.
Но что делать, если, например, ученик начальной школы совсем не хочет учиться и делать уроки самостоятельно? Наверное, неправильно будет просто отсылать его в детскую с призывом «пойти заняться, наконец, делом». Ребёнку необходимо почувствовать наше участие, мы должны помочь ему хотя бы в начале выполнения домашнего задания, а также объяснить материал в случае возникновения трудностей. Родителям желательно помогать детям в выполнении домашней работы, но не проверять и не исправлять их ошибки, потому что иначе у учителя будет искажённое представление о знаниях детей!
Необходимо сотрудничество семьи и школы для того, чтобы грамотно решать все проблемы детей, связанные с учёбой. Было бы неплохо, если бы родители часто приходили к учителям, чтобы рассказать о проблемах, которые возникают дома во время приготовления уроков, посоветоваться и узнать, как ребёнок ведёт себя в школе.

Некоторые родители (чаще всего это делают мама или бабушка) вынужденно часами сидят рядом с ребёнком и вместе с ним делают уроки. Иногда, действительно, необходимо посвящать много времени урокам ребёнка — например, когда из-за длительной болезни или по семейным обстоятельствам он долго не посещал школу, и у него много пробелов в знаниях. Тогда без помощи взрослого ему не справиться. Но в этом случае связь между родителем и ребёнком изменяется, преображается в отношения учителя и ученика.
Родитель на время становится учителем, что привносит в его отношения с собственным ребёнком элемент принуждения. Одним словом, когда один из родителей становится репетитором своего чада, то у ребёнка становится одним учителем больше и одним родителем меньше… Если есть хоть малейшая возможность, лучше записать ребёнка на соответствующие курсы или нанять ему учителя для дополнительных занятий.
Кроме того, в семьях с несколькими детьми матери довольно трудно несколько часов в день уделять внимание урокам одного ребёнка: помимо разных бытовых проблем (мама просто не будет успевать сделать по дому всё, что необходимо), это может вызвать и ревность со стороны остальных детей.
Если в знаниях ребёнка не существует больших пробелов, то родителям совершенно не обязательно поминутно контролировать выполнение домашнего задания и, тем более, делать почти всё за ребёнка. Ведь этим мы, сами того не желая и даже не подозревая, ухудшаем ситуацию, поскольку наше поведение как будто говорит ребёнку: «Мы считаем тебя маленьким, думаем, что у тебя не получится сделать всё это самому, и кто-то должен за тебя потрудиться; мы считаем, что ты не можешь быть ни в чём самостоятельным и независимым, хотя ты уже достаточно взрослый». Другими словами, родители сами невольно «помогают» своему чаду стать инфантильным и не способным отвечать за свои поступки.
Но что делать, если ребёнок не хочет делать уроки самостоятельно и требует обязательного присутствия одного из родителей?
Во-первых, самому родителю необходимо осознать, что отрицательных последствий его постоянного присутствия рядом с делающим домашнее задание ребёнком гораздо больше, чем положительных. Только потом родители могут сказать ребёнку о своём решении. Дети — прекрасные психологи, и они отлично понимают, какие именно мотивы заставляют взрослых поступать с ними так или иначе: сиюминутная усталость? раздражение? нехватка времени? Или родители действительно желают и в данной ситуации добра своему чаду и поэтому поступают так? Если ребёнок почувствует колебание родителей, то он начнёт «давить» на них, и взрослые капитулируют.
Во-вторых, надо спокойно поговорить с ребёнком и объяснить, что теперь он уже достаточно взрослый, чтобы дать ему больше возможностей проявить инициативу и самостоятельность. Необходимо, чтобы наш ребёнок понял, что мы вовсе не бросаем его и всегда будем в его распоряжении, если у него возникнут сложности, но основную часть своей работы ему надо будет взять на себя.
Пройдёт несколько дней, а возможно, и недель, прежде чем и родители, и их чадо привыкнут к новому положению вещей. И не надо бояться, что несколько дней ребёнок будет ходить в школу плохо подготовленным. Ведь чтобы научиться учиться, нашему ребёнку, как и любому другому человеку, необходимо время! Родителям не стоит излишне переживать, будто сын или дочь не справятся с новыми обстоятельствами, ведь обычно дети не выдерживают только то, что не выдерживают их родители!


20 важных книг для родителей о воспитании и развитии ребенка

Эти книги помогут каждому родителю в трудные минуты воспитания своих детей. Ищущий родитель найдет в них ответы на свои самые сложные и сокровенные вопросы.


1. «Общаться с ребёнком. Как?» и «Продолжаем общаться с ребенком. Так?» Юлия Гиппенрейтер Автор учит СЛУШАТЬ своего ребенка. Книга написана очень простым языком, в ней нет отвлеченных философских рассуждений, она полностью состоит из практических советов, примеров из жизни и рекомендаций по улучшению отношений в семье. Все психологи твердят, что главное условие успешных отношений не только с детьми, но и в паре, - безусловное принятие. Но как этого достичь? Юлия Гиппенрейтер учит этому в своих книгах. Безусловно принимать ребенка - значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть! К сожалению, условное и оценочное отношение к человеку – основа нашего общества. Родители в большинстве своем по-прежнему верят, что награды и наказания – главные воспитательные средства. Но ведь воспитание ребенка – это не дрессировка. Родители существуют не для того, что вырабатывать у детей условные рефлексы. Книги Юлии Гиппенрейтер учат общаться не только со своим ребенком, но и с другими близкими вам людьми. Даже если ваши дети уже выросли, эта книга поможет выстроить с ними гармоничные отношения.

2. Адель Фабер, Элейн Мазлиш. "Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили" Эта книга - разумное, понятное, хорошо и с юмором написанное руководство о том, как правильно общаться с детьми (от дошкольников до подростков). Многие сравнивают ее с трудами Юлии Гиппенрейтер, разница в том, что первая – написана русским автором, вторая – американскими. Идеи я правила общения в этих книгах очень схожи. Она тоже наполнена массой примеров и случаев из жизни.


3. «Как любить ребенка?» Януш Корчак. Когда я первый раз натолкнулась, название меня возмутило: «Что значит «Как любить ребенка»? А то я не знаю. Я мама, я итак его люблю. Что за дурацкое название?». Но потом, когда знакомишься с автором, узнаешь, историю его жизнь. И начинаешь читать его книгу, приходит понимание, и принятие, и осознание того, что говорит автор. Меня питала эта книга во время беременности и потом в самые сложные моменты материнства. Я снова и снова перечитываю Януша Корчака, когда чувствую, что у меня зашкаливают нервы, накрывают проблемы и недовольства, и я вдруг ловлю себя на мысли, что устраиваю домашний террор. Эта книга о принятии своего ребенка таким, какой он есть. О полном принятии своей судьбы. Об искренней материнской любви. О невыносимой хрупкости жизни. В ней мало конкретных советов, но много непростых вопросов, над которыми необходимо задуматься. Честная, выстраданная книга очень хорошего воспитателя, врача, человека. Цитата из книги: "...материнство ставит огненными буквами вопросы, охватывающие все стороны внешнего и внутреннего мира, но их можно и не заметить, трусливо отодвинуть в далекое будущее или возмущаться, что нельзя купить их решение… Есть мысли, которые надо самому рожать в муках, и они-то — самые ценные".

4. «Материнская любовь». Анатолий Некрасов Эта книга очень трезвит молодых мам. Автор говорит о том, что материнская любовь, к сожалению, может не только «исцелять», но и ранить и душить человека. Как этого не допустить? Книга поможет маме понять, что главное в жизни, как сохранить баланс в семье, в отношениях и в любви. Цитаты из книги: «В конце концов, материнство стало главным предназначением женщины, а женственность, любовь к мужчине, создание пары – всё это отодвигается в тень материнства, всё это становится как бы второстепенным». «С детства девочке внушают, что она должна стать матерью! Вокруг она видит именно такую жизнь, и общество навязывает ей именно такой смысл жизни. И никто ей не подскажет, что она приходит в эту жизнь, чтобы любить! Любить себя, людей, мужчин, Землю, жизнь, а материнство может быть при этом, если она захочет, как следствие этой любви. Именно как следствие, а не как главная цель жизни!» «Главная цель семьи не рождение детей, а раскрытие себя в тесном взаимодействии мужчины и женщины, в условиях совместного проживания». «По настоящему дети уважают и любят тех родителей, которые уважают и любят друг друга и показывают пример долгой и счастливой жизни».

5. «Книга для неидеальных родителей, или Жизнь на заданную тему» Ирина Млодик Как важно вовремя избавить от стереотипов, которые очень сильно влияют на нашу жизнь! Как важно вовремя понять, что не нужно быть идеальным родителем! Очень сложно разрешить себе быть не очень хорошей мамой – обычной, такой, какая есть. Дать себе установку: «Я лучшая мама для своего самого лучшего ребенка, и другой ему не надо. Если бы у него была другая мама, то и ребенок был бы другой».


6. «Разговор с родителями» Дональд Вудс Винникотт. Детский психиатр и психоаналитик Дональд Вудс Винникотт не верил в советы и рекомендации. Более того, считал их вредными, лишающими родителей интуитивной мудрости и уверенности в себе. Вот об этой интуитивной мудрости Дональд Вудс много лет вел на радио передачи-беседы с родителями. Он прямо и тепло говорит о таких тяжелых моментах, которые случаются в родительской жизни, но о которых говорить не принято: например, когда мы не любим своего ребенка, а он не любит нас, о детской ревности... Автор говорит, что это все нормально, это случается со всеми, это и есть жизнь, обычная и без прикрас. Цитата из книги: «Не нужно прилагать никаких усилий для того, чтобы ребенок проголодался, сердился, был счастлив, печален, нежен, был хорошим и капризничал. Все это происходит само собой. Вы уже сделали в этом отношении все от вас зависящее и заложили определенные тенденции развития, когда выбрали своего партнера и когда один сперматозоид соединился с одной яйцеклеткой…»

7. «Как вырастить ребенка счастливым. Принцип преемственности» Жан Ледлофф. Жан провела два с половиной года в племенах южноамериканских индейцев, где в отношениях между взрослыми и детьми царит полная гармония, которой так не хватает в цивилизованном обществе. Автор пришла к выводу, что если мы будем обращаться с детьми так, как это делали наши предки на протяжении тысячелетий, наши малыши будут спокойными и счастливыми. Книга интересная, но неоднозначная… Все-таки мы не индейцы и живем не в племенах, а в «развитом обществе». Те, кто прочитал книгу, говорят о том, что довольно проблематично осуществлять все эти принципы в наших широтах, городах, нашем социуме…


8. «Как воспитывать родителей или Новый нестандартный ребенок» Владимир Леви У автора особая манера излагать свои мысли: кто-то влюбляется в нее с первой строчки, а у кого-то это вызывает раздражение. Для тех, кто знаком с другими книгами Владимира Леви и любит их, эта книга станет настоящим подарком. Из этой книги вы узнаете, как дети делаются хорошими, несмотря на воспитание. Замечательный позитивный психолог делится с родителями профессиональными секретами - искусство общения родителей и детей, искусство внушения и влияния, дети, непохожие на других, трудности обучения, проблемы подростков, наркотическая опасность, первая любовь как избежать непослушания, как не избаловать ребенка и при этом не заставить его чувствовать себя ненужным и нелюбимым, как пережить переходный возраст… Автор очень мудрые вещи произносит с иронией, шутками-прибаутками.

9. «Эмоциональный букварь от Ах до ай-яй-Яй» Л. Стрелкова. Автор утверждает, что эта книга поможет ребёнку в понимании «языка эмоций» в реальной жизни: научит присматриваться к лицам и жестам, вслушиваться в интонации речи, замечать и понимать различные нюансы ее звучания. Книга для совместной работы над книгой ребенка и взрослого. Она будет стимулировать малыша к овладению своими эмоциями чувствами, научить ребенка, как говорят психологи, эмоциональной регуляции. Звучит многообещающе, надо прочесть!

10. «Осторожно: дети! Или пособие для родителей, способных удивляться» Людмила Перельштейн. Часто воспитание превращается в борьбу между родителем и ребенком, потому что родители очень часто набиты стереотипами и думают, что лучше знают, что необходимо их детям. Книга предлагает отказаться от традиционного тоталитарного воспитания и посмотреть на ребенка, как на свободную личность.


11. Елена Николаева "Как и почему лгут дети? Психология детской лжи" Существует много причин, по которым дети лгут. И не всегда они связаны с желанием ребенка обмануть. На разных этапах становления человек будет лгать, причем ложь не всегда будет связана с формирующимися негативными чертами характера ребенка. Однако будет ли это случайным эпизодом его жизни или станет личностной чертой, зависит от реакции взрослых на детскую ложь. Именно поэтому одни дети перестают лгать, а другие начинают делать это часто и с каждым днем все искуснее и искуснее. В данной книге проанализированы причины лживого поведения на разных этапах становления личности ребенка.

12. «Что хранится в карманах детства». Татьяна Бабушкина. Чудесная книга! Она о том, как взрослый и маленький человек могут ежедневно дарить радость и счастье друг другу, используя простые и вечные элементы быта и бытия. Книга – мозаика практичных и актуальных советов совместного времяпровождения. Цитаты из книги: «Я всегда взволнованно наблюдаю за ребятами: не иссякнет ли в них этот благословенный запас праздничного отношения к жизни после всех воспитательных манипуляций, которым они подвергаются? И всякий раз удивляюсь этому свойству детства – способности к моментальному восстановлению счастливого состояния. Мама только накричала – а он уже ручки расправил, идет к объятию. И так – что бы с ними ни делали». «Но лучше, чтобы была рядом с детьми хоть небольшая кучка взрослых, которые готовы получать удовольствие от весенних вылазок на катания с бугров по сочной траве, способных искренне умолять ребенка дать подержать веревочку воздушного змея. Щедрость детей к таким взрослым неизбывна, они примут каждую вашу идею с отважной доверчивостью. Потому что вы не рабству и поденщине их учите, а естественной радости бытия, которую дети ощущают изначально и за которую очень долго пытаются удержаться…".


13. «Не рычите на собаку. Книга о дрессировке людей, животных и самого себя» Карен Прайор. Вся суть книги вынесена в название. К счастью, речь идет не о коварных манипуляциях, гипнозе и полном подчинении воли, а о действенном способе влиять на поведение других – положительном подкреплении. Автор утверждает, что из книги вы узнаете, как: заставить супруга раз и навсегда перестать ворчать, научить трехлетнего ребенка вести себя прилично, объяснить кошке, что не надо залезать на кухонный стол, сподвигнуть начальника регулярно повышать вам зарплату, избавиться от вредных привычек.

14. «Поверь в свое дитя» Сесиль Лупан В книге рассматриваются проблемы ускоренного развития и обучения детей в раннем возрасте. Книга состоит из двух частей: первая теоретическая, вторая практическая с советами и упражнениями - как учить своего ребенка чтению, искусству, географии, логике, математике, музыке. Автор превращает обучение в игру: чтение — через пение букв на мотив детских песенок, счет — через шуточные загадки. Главное — не заставлять ребенка заниматься по строгому графику и не добиваться эффективности любой ценой.

15. «Жила-была девочка, похожая на тебя...» Бретт Дорис В этой книге автор рассказывает, как родители могут помочь собственным детям преодолевать страхи и тревоги. В ней есть много терапевтических сказок, а также советов о том, как самостоятельно писать такие сказки.

16. «Как роман» Даниэль Пеннак Книга предназначена для родителей, которые хотят подарить своим детям удовольствие чтения. Это не методика, это история одного родителя, такого же, как и мы с вами, который хочет, чтобы его дети читали и получали от этого удовольствие. Даниэль Пеннак педагог, он много работал с детьми, в том числе, с особенными. Он сумел научить и привить любовь к чтению многим-многим маленьким читателям. Цитата из книги: "Парадокс чтения: оно уводит нас от реальности, чтобы наполнить реальность смыслом". "Мы ищем в книге писателя, ищем творческий почерк; товарищей по играм нам уже мало, мы ищем спутников жизни" "чтение... как и любовь, просто образ жизни"

17. «Дети и деньги» Галина Могилевская Давать подростку деньги на мелкие расходы или не давать? Как контролировать его траты? Как внушить детям правильный взгляд на роль денег в ряду других ценностей жизни? Автор рассматривает эти ситуации на конкретных примерах из жизни.


18. «Когда ваш ребенок сводит вас с ума» Эда Ле Шан. В своей книге Эда ЛеШан мудро и чутко анализирует типичные конфликтные ситуации, возникающие практически в каждой семье. Книга поможет родителям точно и быстро установить причины негативного поведения ребенка, понять и усвоить психологические рекомендации по воспитанию детей.

19. «Не упускайте своих детей» Гордон Ньюфелд и Габор Матэ Психотерапевт Гордон Ньюфелд и врач Габор Матэ пишут о таком плохо изученном феномене детско-родительских отношений, как замещение привязанности к родителям привязанностью к ровесникам. Авторы считают эту тенденцию одной из самых разрушительных и неправильно понимаемых в современном обществе. Они показывают, как и почему дети постепенно теряют с нами контакт, и как потеря этого контакта негативно влияет на их психоэмоциональное развитие. Книга опровергает многие устоявшиеся представления о воспитании детей - надуманное значение "социализации", ценность общения внутри подростковой среды. Авторы убедительно доказывают, что избыточное общение со сверстниками разрушает личность ребенка, останавливает его в развитии и ровно ничего не дает для будущей интеграции в общество, вопреки тому, как принято считать. Книга на редкость полезная, особенно для тех, кто планирует перевод ребенка на семейное образование или экстернат. А остальных родителей она заставит задуматься и проводить больше времени с детьми.

20. «На стороне ребенка» Франсуаза Дольто Автор книги - психоаналитик, представительница парижской школы фрейдизма, врач-практик Франсуаза Дольто. Объемный труд (в 720 страниц!) представляет собой глубокое всестороннее исследование детства и личности ребенка. Она доступно размышляет о таких важных вопросах воспитания, как права ребенка, реформа образования, аутизм, влияние телевидения и компьютера, детская сексуальность, детские комплексы, раннее развитие.


12 основных принципов воспитания детей без наказаний – как воспитывать, не наказывая ребенка?

Многие родители сомневаются в правильности воспитания своего чада. Главное сомнение, конечно, всегда касается использования наказаний. Разговор идет вовсе не о ремне и порке, а о наказаниях вообще – таких, как угол, лишение компьютера или личных денег.

Как работает наказание?

Мы уверены, что знаем, что лучше для нашего ребенка. Эта точка зрения сохраняется всю жизнь. Но, решая за малыша, мы давим его самостоятельность, превращая человека в тюфяка.
Нужно же обязательно прислушиваться к пожеланиям ребенка!

Пример.
Мама одела на прогулку дочку в яркое, красивое платье, а ей захотелось поиграть в песочнице. Мама запрещает – ведь платье испачкается. Но одежда для дочки не важна, ей важен песок. Девочке все равно в чем гулять, главное — веселиться. Вывод: мама превратила прогулку в пытку для обоих. А в итоге дочка будет наказана за то, что ей скучно и хочется играть.

Что же такое наказание?
Это — дополнительный мотиватор , который ограничивает ребенка в каком-то действии. Но ребенок должен бояться не наказания, а закономерных последствий своих действий. Наказывая, мы учим его избегать расправы, врать, изворачиваться. Естественные же последствия неотвратимы. Лучше сконцентрировать внимание на них. Не убрал игрушки — не нашел любимого солдатика. Вот оно, наказание!
Наказывать ли ребенка за непослушание? Возможно ли обойтись без наказаний?


Родитель, добровольно выбравший этот путь, сталкивается с множеством сложностей. Но стоит понимать, что отсутствие наказаний — это вовсе не вседозволенность. Этот метод воспитания не лишает человека правил и норм поведения, и совсем не означает, что, если карапуз ударит соседа по песочнице, то его за это погладят по головке.

Основные принципы воспитания детей без наказаний:
- Терпение. Родители, отважившиеся на воспитание без наказаний, выбирают сложный и тенистый путь. На нем будет немало проблем, но при соблюдении всех условий они вырастят счастливого и самодостаточного человека.
- Детей надо любить не за то, что они нам дают (чувство уверенности, полноценности и гордости), а любить просто так. Конечно, проще наказать, чем разбираться в причинах плохого поведения. Но в этом проявляется эгоизм родителей. Они делают легче для себя, ущемляя своего ребенка – маленькую личность.
- Принимать своего ребенка таким, какой он есть, со всеми проблемами, неприятностями и капризами. Он должен чувствовать, что его любят и ценят.
- Нужно уделять своему чаду достаточное количество внимания. Ведь именно его дефицит вызывает непослушание.
- Признавать личность ребенка. С самых малых лет, когда карапуз еще не умеет говорить, он уже выбирает себе одежду, игрушку. У него есть свои чувства и страдания. Нельзя ими пренебрегать. Ведь это губит индивидуальность.
- Воспитание личным примером. Если запрещаете ребенку врать — не врите и не приукрашивайте сами. Соблюдайте правила всей семьей. Врожденный инстинкт ребенка подражать взрослым действует на подсознательном уровне. Попробуйте, и вы поймете, что это так.
- Чем больше давления, тем больше сопротивление. Если постоянно пилить — убери игрушки, сделай то, сделай это, не бери, не ломай, не трогай, то можно создать такую напряженную атмосферу, что ребенку захочется из нее сбежать. Что он и будет пытаться делать в капризах, протестах и истериках.
- Наказания подтверждают, что на каждую силу найдется еще большая сила. Малыш вырастет и ваш силовой и финансовый авторитет пропадет. Тогда придет понимание, что наказание – это ошибка воспитания, но будет уже поздно.
- Последовательность — помощник в соблюдении правил. Сказали, что не дадите конфету до ужина — не давайте. Если сегодня нельзя, а завтра можно, то можно всегда.
- Поддерживать нужное поведение поощрением. Дети быстрее забывают о наказании, которое грозит в случае шалости, но помнят о презентах за прилежное поведение.
- Родитель должен постоянно развиваться, учиться, чтобы взрослеющий малыш не поставил его в тупик сложными вопросами.
- Не вестись на провокацию — истерики, упреки, грубость. Будьте равнодушны к таким эмоциональным взрывам


120 уроков психологического развития младших школьников для педагогов и родителей


ТЕСТЫ

Детско - родительские отношения (для родителей)
«Лики родительской любви»Скачать
«Мера заботы»Скачать
«Поведение родителей и отношение подростков к ним» Е. Шафер (ПОР - Подростки о родителях)Скачать
«Стратегии семейного воспитания»Скачать

Профориентация (для детей)
«Дифференциально - диагностический опросник» (ДДО)Скачать
«Карта интересов» модификация Филимоновой О.Г.Скачать
«Матрица выбора профессии» Г.В. РезапкинаСкачать

Познавательные процессы (для детей и родителей)
«Каков Ваш творческий потенциал»Скачать
Методика исследования оперативной памяти школьниковСкачать

ТЕЛЕФОН ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ - 25-24-58

Яндекс.Метрика
© МБОУ "СОШ № 226", 2007-2018 гг.
Политика конфиденциальности